Мало кто из жителей и гостей российской столицы знает, что памятник в столичной подземке, посвященный М. Горькому и расположенный между станциями московского метро «Тверская» и «Чеховская», тоже выполнен В.М. Клыковым. Фигура русского писателя, прозаика
и драматурга Максима Горького установлена в 1979 году на станции, которая до 1990 года носила название «Горьковской». Писатель изображен скромно стоящим на невысоком постаменте, в руках Горького небольшая книжка, одет он очень незамысловато. Памятник Максиму Горькому — одна из достопримечательностей московского метрополитена.
В.М. Клыков с особым трепетом относился к Василию Макаровичу Шукшину. Творчество и личность писателя, режиссера, актера всегда были близки скульптору.
«Бог дал ему такое лицо, в котором каждый человек узнавал сам себя, поэтому он и стал таким близким для миллионов людей… Почему, когда Шукшин впервые появился на экране, в народе возникла безотчетная тяга
к этому лику? Каждый в каких–то чёрточках Шукшина узнавал себя. И если в Хлебникове выразилась главным образом природокосмическая суть мира, то в Шукшине — социальная суть нашего времени. В Шукшине все три качества — актера, режиссера и писателя — слитны и неразрывны. Он настоящий носитель народных традиций, органически связанный с историческим прошлым Отечества и его настоящим».
9 ноября 1988 г. в Белгороде состоялось открытие памятника Михаилу Семёновичу Щепкину, основоположнику русской актёрской школы. На торжественном открытии
у здания областного драматического театра В.М. Клыков, руководивший творческим коллективом, сказал:
«Я белгородско-курский край знаю не по- наслышке. Исторический уклад выковал характер особенный,
ни на кого не похожий: иронично насмешливый нрав, глубокое народное чувство юмора, врожденная способность и любовь к песне, к танцу, к шутке, лицедейству, импровизации. Вот далеко не полный перечень черт характера нашего земляка, но достаточный, чтобы понять, почему именно белгородская земля дала миру Михаила Семеновича Щепкина».
Работ, посвященных Шукшину, у Клыкова очень много: бюсты, станковые скульптуры, портреты, мемориальная доска на доме, где Шукшин жил. И, наконец, памятник на его родине на Алтае возле села Сростки (гора Пикет). Последний монумент самый внушительный — его высота
8 метров, изготовлен он из бронзы на средства друзей автора и подарен малой родине писателя. Открытие памятника Василию Макаровичу Шукшину состоялось 25 июля 2004 года на Шукшинских чтениях, посвященных 75–летию со дня рождения писателя.
На торжественном мероприятии присутствовало более 50 тысяч человек! В эти дни происходило невольное сплочение народа вокруг русской патриотической идеи, пробуждались чувства гражданственности и патриотизма.
Проект памятника В.М. Шукшину, конец 1970-х.
Писательский ряд в 2001 году пополнил памятник Ф.М. Достоевскому, открытый в Старой Руссе
12 ноября к 180–летию со дня рождения Фёдора Михайловича. Он был изготовлен из меди
на благотворительные пожертвования новгородцев.
Памятник Ф.М. Достоевскому, Старая Русса, 2001.
Среди его работ бюсты, надгробия и мемориальные доски выдающимся деятелям науки и искусства, его современникам. Это писатели
Василий Иванович Белов (1932–2012), Владимир Николаевич Крупин (1941 г.р.), советский литературный критик Юрий Иванович Селезнёв (1939–1984), художники Иван Васильевич Сорокин (1922–2004) и Василий Кириллович Нечитайло (1915–1980), композиторы Игорь Фёдорович Стравинский (1882–1971) и Георгий Васильевич Свиридов (1915–1998), авторы–исполнители Игорь Тальков (1956–1991) и Владимир Высоцкий (1938–1980), математики Лев Семёнович Понтрягин (1908–1988), Мстислав Всеволодович Келдыш (1911–1978), ученый–правовед Юрий Александрович Тихомиров (1931 г.р.), дипломат Владимир Семёнович Семёнов (1911–1992), актер театра и кино Сергей Дмитриевич Столяров (1911–1969), кинорежиссер Лариса Ефимовна Шепитько (1938–1979), певица Клавдия Ивановна Шульженко (1906– 1984), хоккеист Александр Павлович Рагулин (1941–2004) и боксер Николай Федорович Королёв (1917–1974). Некоторые из этих работ были установлены и представлены широкому зрителю, что–то так и осталось храниться в мастерской...
Портрет И.Ф. Стравинского
Выступая перед присутствующими,
В.М. Клыков сказал: «Памятник
в благодарность за то, что сделал Василий Макарович для русского народа своими произведениями, своим бытием. За то, что он жил среди нас, работал, отстаивал интересы русского народа. Любил этот народ до самозабвения. И любил свою родину...».
«Работая над образами писателей, я, конечно, много чи- тал, думал, сравнивал и заметил одну закономерность — во всех них гораздо больше сходства, чем различий. От судеб до мельчайших черт характера. Видимо, природа таланта одна и та же. Во все века».
Памятник В.М. Шукшину, конец 1970-х.
Памятник М.С. Щепкину, Белгород, 1988.
Памятник М. Горькому, Москва, 1979.
В.М. Клыков за годы, отмеренные ему для творческой деятельности, воздвиг десятки памятников историческим и политическим деятелям прошлого. Одним из первых стал памятник протопопу Аввакуму, установленный в селе Григорово Нижегородской области. Этот проект отражает стремление скульптора преодолеть «ненавистное разделение мира», расчлененность и мозаичность сознания современного человека. В.М. Клыков сделал два варианта памятника — в первом он попытался передать всю страстность личности Аввакума в стремительно идущей фигуре с развевающимися волосами. Однако позднее, в процессе проникновения в суть образа, на первый план вышли глубокая внутренняя убежденность и вера, без которой он, лидер старообрядцев, не смог бы пройти такой страшный жизненный путь и не сломиться. Веру олицетворяет высоко поднятая рука старца.
Некоторые работы В.М. Клыкова широкой публике практически неизвестны. Как, например, памятник композитору Александру Сергеевичу Даргомыжскому, установленный в 1988 году на малой родине музыканта, недалеко от поселка А
рсеньево в Тульской области. Памятник представляет собой бронзовый бюст на мраморной колонне. Принимал участиев его создании архитектор В.И. Снегирев. Памятник А.С. Даргомыжскому, Арсеньево, 1988.
Памятник протопопу Аввакуму, с. Григорово, 1991.
Работ, посвященных Шукшину, у Клыкова очень много: бюсты, станковые скульптуры, портреты, мемориальная доска на доме, где Шукшин жил. И, наконец, памятник на его родине на Алтае возле села Сростки (гора Пикет). Последний монумент самый внушительный — его высота 8 метров, изготовлен он из бронзы на средства друзей автора и подарен малой родине писателя. Открытие памятника Василию Макаровичу Шукшину состоялось 25 июля 2004 года на Шукшинских чте- ниях, посвященных 75–летию со дня рождения писателя. На торжественном мероприятии присутствовало более 50 тысяч человек! В эти дни происходило невольное сплочение народа вокруг русской патриотической идеи, пробуждались чувства гражданственности и патриотизма.
Выступая перед присутствующими, В.М. Клыков сказал: «Памятник в бла- годарность за то, что сделал Василий Макарович для русского народа своими произведениями, своим бытием. За то, что он жил среди нас, работал, отстаивал интересы русского народа. Любил этот народ до самозабвения. И любил свою родину...».
«Работая над образами писателей, я, конечно, много чи- тал, думал, сравнивал и заметил одну закономерность — во всех них гораздо больше сходства, чем различий. От судеб до мельчайших черт характера. Видимо, природа таланта одна и та же. Во все века».
«Деяния его настолько сильно связаны с современностью, что просто поражаешься русской истории, насколько она точно уходит в спираль, повторяя свою судьбу на другом историческом витке. Да, он нанес колоссальный ущерб Русской Православной Церкви. Но он понимал, что
без выхода к морским просторам Россия зачахнет.
И он вырвался на Балтику и к Черному морю. Это был поистине государственный порыв. Когда я работал над памятником, мне представлялось, что вот он только сошел с коня, в руках держит указ о создании липецких железных заводов и весь – надежда и вера: быть русскому флоту!
То, что сделал Петр I, было необходимо для укрепления государственности России».
Памятник Петру I, Липецк, 1996.
В арсенале Вячеслава Михайловича есть и памятник. императору Петру I в Липецке, открытие которого состоялось 29 октября 1996 года. Правитель изображен идущим широким уверенным шагом, с развевающимся за плечами плащом и свитком в руке. На высоком постаменте выбиты слова «Петру Великому, основателю липецкой металлургии», размещаются российский герб, картуши с надписями-посвящениями в венках и ростры в виде русалок, а также барельефы из кованой меди, изображающие Петра I, приехавшего в город и стоящего за столом у чертежей со своими сподвижниками. Барельефы выполнены липецким скульптором, заслуженным художником России А. Вагнером. Подиум решен в виде стилизованного фортификационного сооружения, оформлен оградой из якорных цепей, большими чугунными ядрами и пятирожковыми фонарями.
Интересен монумент, посвященный дипломату и политическому деятелю конца XVIII — начала XIX века, министру иностранных дел Российской империи Иоанну Каподистрии (1776–1831), установленный в Санкт–Петербурге в 2002 году.
Работа над памятником В.С. Высоцкому
В 2002 году на площади перед административным зданием Выксунского металлургического завода появился монумент в честь братьев Ивана и Родиона Баташевых, крупнейших сталепромышленников, основателей и владельцев полутора десятков заводов, которые славились своим чугуном
и являлись поставщиками оружия.
Памятник братьям Баташевым, Выкса, 2002. Памятник И. Каподистрии, Санкт-Петербург, 2002.
В.М. Клыков увековечил адмирала Колчака. Памятник ему скульптор установил в ноябре 2004 года к 130–летию со дня рождения адмирала у стен иркутского Знаменского монастыря, на правом берегу Ангары, где поблизости, в ночь с 6 на 7 февраля 1920 года и был расстрелян Верховный правитель России. Медная фигура Колчака высотой в 4,5 метра изображает его в накинутой на плечи шинели, стоящего, погруженного в глубокие раздумья. На рельеые красноармеец
и белогвардеец опустили скрещенные штыки вниз. По словам Клыкова, «Памятник выражает идею прекращения братоубийственной гражданской войны и примирение искусственно расколотого общества».
Памятник Адмиралу Колчаку, Иркутск, 2004.
Памятник П.А. Столыпину был открыт в Саратове 17 апреля 2002 года, в рамках торжеств, посвященных 140–летию со дня рождения этого великого государственного деятеля. Установлен он на площади, которая теперь носит имя Столыпина, около городской Думы и администрации города. Монумент представляет собой 3,5–метровую фигуру Петра Аркадьевича в форменном кителе. На четырехметровом пьедестале выбит знаменитый столыпинский девиз: «Нам нужна великая Россия!». Фигуру Столыпина окружают скульптуры пахаря, православного священника, кузнеца и воина. Именно они символизируют стратегические реформаторские замыслы бывшего саратовского губернатора, ставшего впоследствии премьер-министром Российской Империи. Негативное представление в советской историографии деятельности Петра Аркадьевича Столыпина
не могло не заинтересовать Клыкова как художника-гражданина, стремившегося во всем дойти до сути. В советской школе и вузах, практически ничего, кроме «столыпинской деревни» или «столыпинского вагона» не связывали с его именем. Клыков перечитал множество книг, посвященных Столыпину, его трудов, выступлений в Государственной Думе и копий архивных документов. Художник был потрясен его характером, чистотой его помыслов, его самоотверженным служением государству.
Памятник П.А. Столыпину, Саратов, 2003.
Последним монументом, созданным Клыковым из ряда посвященных государственным деятелям стал памятник князю Святославу Игоревичу, установленный в окрестностях села Холки Чернянского района Белгородской области на территории подземного монастыря,
в год 1040–летия разгрома Хазарского каганата. Образ мощного витязя, побеждающего хазарского воина, стал символом несокрушимого русского духа. Скульптура была создана в 2005 году. Однако представленный общественности проект вызвал шквал протестов. Само обращение Клыкова к личности Святослава как бы выступает за ряд православных деятелей, ведь князь был язычником. Образ талантливого полководца, не проигравшего ни одного сражения, вдохновлял мастера. Клыков:
«Восстановление исторической справедливости является для меня синонимом служения русскому народу!»
Памятник Святославу Игоревичу, 2005.
В беседе с корреспондентом Клыков оценил роль правителя в истории нашего Отечества следующим образом:
«Без него не было бы вообще России ни как Московской Руси, ни как православного государства, ни как Российской империи. Святослава я считаю крупнейшим полководцем мирового уровня. Защищая интересы русского государства Киевской Руси, он не проиграл ни одного сражения. Мы помним Александра Македонского, но не чтим Святослава, нашего русского полководца, не ведавшего поражений...»
Многометровая бронзовая скульптура была установлена 11 июля 2006 г., на 40-й день после кончины автора.
Памятники Клыкова — это национальные символы с известными всем именами, участвовавшими в конкретных исторических событиях и внёсшими заметный вклад в свою историческую эпоху. А ещё это и обычные люди, способные на настоящие поступки и подвиги. И их имена Клыков вернул из тьмы забвения,
а их истории материализовал для современников и последующих поколений.
Удивительная история дочерней любви у простой девушки Прасковьи Луполовой. Почти два года она шла пешком
из сибирского городка Ишим Тобольской губернии в Санкт–Петербург, чтобы лично у императора Александра I «просить помилования» для своего отца. Пораженный мужеством девушки, император удовлетворил её просьбу. Узнав об этой истории, скульптор выполнил памятник, который изображает её прижимающей к груди икону с посохом в руке. Бронзовое изваяние было установлено в городе Ишим в 2004 году.
В.М. Клыков с проектом памятника Прасковье Луполовой, г. Ишим Тюменской области, 2004.
Благодаря скульптору стало широко известно имя «первого российского сол- дата», записавшегося в потешные войска юного Петра I – Сергей Бухвостов. Памятник ему был открыт в августе 2005 года на Преображенской площади в Москве. Множество документов в архивах, старинных летописей и книг пришлось изучить автору, добиваясь достоверности облика петровского солдата.
Памятник первому российскому солдату Сергею Бухвостову
Таким образом, творческий багаж В.М. Клыкова включает образы ярчайших творцов национальной культуры, душу русского народа. Монументальные работы мастера украшают многие российские города.
«Созданные вами памятники и монументальные композиции стали органичной частью облика многих городов России. Ваши произведения напомнили современникам о необходимости сохранять память о славном прошлом Отечества», — говорится в поздравительном письме от Министерства Культуры Российской Федерации.
В клыковских скульптурах правдивая, наглядная, образная школа народного патриотизма во всех её ипостасях. Сейчас его произведения сами собою выстраиваются в стройный хронологический ряд, который последовательно воспроизводит основные, наиболее значимые события в истории
и героические эпизоды нашего прошлого. Таким образом, автор воссоздал русскую историю в камне и бронзе.
Какой из этих памятников был Клыкову особенно дорог? На этот вопрос лучше всего отвечал он сам: «Памятники, как дети, которых может быть пять – десять, но нельзя о них сказать, что тот или другой ребенок у тебя самый любимый. Все они дороги тебе. Каждая работа должна быть пронизана добрым светом любви в высоком христианском смысле этого слова. Если эта любовь у тебя есть, то обязательно справишься с той задачей, которую ты себе поставил. Я это абсолютно точно знаю».