КЛЫКОВ ВЯЧЕСЛАВ
МИХАЙЛОВИЧ
1939
2006
русский скульптор,
общественный деятель
1939
Вячеслав Михайлович Клыков родился 19 октября 1939 года в селе Мармыжи Советского района Курской области.
Мармыжи, Курская обл., Россия
Фронт Великой Отечественной войны дважды прокатывался через родное село: первая оккупация — с конца ноября по 24 декабря 1941 года. Вторая оккупация, охватившая весь Советский район, продлилась 7 месяцев, а началась она
28 июня 1942 года с массированного авианалёта на железнодорожные станции. Особенно сильной бомбардировке подверглась станция Мармыжи, которая была стёрта с лица земли.
Жители села так рассказывали об этом времени: «Всё кругом полыхало
от огня и снарядов. А уцелевшие распухали от голода. Из одной деревни перебирались в другую...».
§
/
Многие страшные моменты того периода запали в детскую душу Вячеслава Михайловича Клыкова навсегда: «Несмотря на малый возраст, войну помню как эвакуацию. Паром. Кто–то опускает на веревке кружку, пытается зачерпнуть жёлтой воды попить. Крик: «Вода отравленная!» Дрожащие во тьме пожарища. Вернулись из эвакуации в сорок третьем».
Об этом трудном времени цепкая детская память сохранила воспоминания:
«В хатенке одна комната с двумя перекосившимися окнами. Живем тесно,
но дружно: мама, две бабушки, я с братом постарше, два мамины брата — Виктор
и Шурик. Одному 14, другому 16. Кругом все настоящее: солома, деревянные лавки, стол, пол глиняный, а на полу хомуты и прочая конская сбруя из кожи. Кожа пахнет так, что маленькой душе становится как–то весело, надежно и уютно. После ужина ложимся спать все на полу на соломе, только что принесенной с улицы. Солома пахнет морозом и какой–то необъяснимой свежестью. После шумливой возни
с котятами лежим, уставившись в потолок... Керосиновая лампа подрагивает и тихим светом оживляет чудесный мир: фантастические фигурки, странные дома, горы...
И как легко под эти видения верить бабушкиным рассказам...»
§
С раннего детство Слава Клыков пользовался уважением сверстников, умел вылепить любую фигуру из глины, хлеба, жмыха, мог вырезать
из картона. «Источник точности глаза находится в степи детства, где одинокая травинка в поле и плавные овалы холмов, и лошадь, которую узнал бы в самом огромном табуне, и люди, уважительно относящиеся
к детям, — все это окружение немало поведало о жизни, а также
о премудростях формы и содержания. Позднее я ни разу не ошибся
в выборе масштаба, увязывая свои работы с пространственной средой».
Обе его бабушки были верующие. «В этом смысле мне
как человеку и художнику очень повезло, — говорил он. — Благодаря бабушке Капитолине Матвеевне я уже с детства знал, кто такие Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Николай–угодник». Не случайно православная тематика стала одной их главных в творчестве скульптора, а образы этих святых самыми любимыми. От бабушки Вячеслав Михайлович унаследовал образность языка
и любовь к народной культуре.
Мармыжанская семилетняя школа, 1952 г. 7 «Б» класс. Клыков в первом ряду второй слева
#
Мама. Лидия Тимофеевна Клыкова
* * *
После школы В.М. Клыков поступил в сначала
в строительный техникум, выбрав его ещё и потому, что там была секция спортивной борьбы. Учеба не сложилась,
и через год он был отчислен за задолженность по черчению. Желая получить профессию сварщика, Вячеслав Михайлович поступил в другое техническое училище, которое окончил спустя два года с высоким 6–м разрядом. Навыки сварщика позже очень пригодились: все каркасы скульптор варил сам.
1957
Курский строительный техникум. Н.И. Ликорен. Акварель
По окончании училища будущий мастер год проработал сварщиком на производстве.
На территории завода лежали груды мела и В.М. Клыков вырезал из мела своих товарищей по смене. Случайно эти работы увидел курский художник Николай Иванович Лобачёв, в то время преподаватель Курского художественно–графического педагогического училища. Он посоветовал талантливому парню поступать в Курский педагогический институт, где в это время готовился к первому набору художественно-графический факультет. В.М. Клыков пишет заявление на имя ректора с просьбой допустить его к вступительным экзаменам: рисунок, живопись, русский язык
и история СССР. С испытаниями В.М. Клыков справился успешно, сдав все на отлично, кроме сочинения, которое написал на удовлетворительно. По решению приемной комиссии В.М. Клыков все-таки был зачислен на первый курс.
Здание художественно- графического факультета КГПИ, переулок Блинова, 1960 г.
/
<<
Курский край. Детство – начало всех начал. Родные Мармыжи. Школа. Техникум. Курский Педагогический институт.
1962
Московский художественный институт имени В.И. Сурикова
Москва. Учеба в Суриковском институте. Учителя. поиск собственного художественного языка.
Преподавателем скульптуры у Клыкова до 1966 года был известный советский скульптор Матвей Генрихович Манизер (1891–1966), а рисунок преподавал Гуго Матвеевич Манизер (1927–2016). Также Клыков считал своими учителями
А.А. Древина, Д.Д. Жилинского. С восхищением посещал мастерские А. Матвеева и С. Коненкова, у которых, по его словам, «понял, что подлинное искусство — как Вечность».

Из воспоминаний Вячеслава Михайловича: «Москву принял сразу, как город давно снившийся и вот, наконец, встретившийся наяву. Все годы были заполнены до отказа: напряженная учеба, музеи, выставки, библиотеки. Вспоминаю 6 лет учебы как один день. С утра охватывало беспокойство — скорей бы в институт. Ночью — скорее бы прикоснуться к подушке... Летом уезжал в Курск, снимал подвал и до начала учебных занятий в Москве работал вне программы. В это время проверял то, в чем сомневался в институте, старался реализовать на практике то, к чему пришёл теоретически
за очередной год пребывания в Москве. Из тех работ, думаю, ничего не сохранилось. Не было денег
на гипс, на перевозку, даже на фотографии. Вряд ли сохранилась у моих друзей-земляков высохшая глина, которую я дарил им, уезжая осенью на занятия».
Через полтора года обучения в КГПИ по совету и при содействии архитектора А.Г. Шуклина (1908–1977), преподававшего скульптуру на худграфе, и художника Н.И. Лобачёва Клыков поступил в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова
на факультет скульптуры. Большую помощь оказал Алексей Григорьевич Шуклин, написавший письмо ректору Суриковского института, академику Николаю Васильевичу Томскому, 
с приложением фотографий работ Клыкова.
#
После окончания 2–го курса В.М. Клыков отправляет письмо в Курск своему наставнику А.Г. Шуклину, где не только рассказывает о своих успехах и планах, но и рассуждает о роли художника в обществе: «когда я подумаю, что мы все сидим на шее народа, стыдно становится
за жизнь, за искусство большинства художников, артистов и др. представителей «богемы». Пьянство, разврат, зависть на протяжении вот уже столетия являются спутником этой армии нравственных калек. Вот народ и мстит им забвением и равнодушием. Вот почему искусство упало до роли падчерицы. В моем представлении художник должен быть сродни могучим эллинам. Сильный физически, пламенный
в чувствах, здоровый в искусстве. Только тогда народ поклонится опять искусству и будет брать за образец своей жизни личность художника. Алексей Григорьевич, обещаю Вам, что жизнь я проживу так, чтобы не стыдно стало мне перед моим народом...»
Слова из того рекомендательного письма: «...Мне кажется, что из парня будет толк, и при правильном руководстве мы получим хорошего скульптора. Я очень прошу помочь парню
в дальнейшем образовании — в поступлении в институт. Это ходатайство не за маменькиного сынка, которому безразлично, где учиться, лишь бы быть пристроенным. Для этого парня искусство, скульптура — это в жизни главное. Скульптор из него будет — я в это верю!».
В июне 1962 года началась новая жизнь в столице.
скульптор Матвей Генрихович Манизер
§
Ректор Суриковского института Н.В. Томский
>>
«Мне нравилась эта профессия сильных физически, да и духовно людей. Во время учебы в институте установил для себя режим пожестче, чем в армии или даже в монастыре. Вставал в 6 утра, наскоро перекусывал, шел в институт и работал самостоятельно до 10, когда официально начинались занятия. И потом, после 7 часов вечера, когда занятия кончались, я ещё работал самостоятельно до полуночи... многих развлечений, доступных моим сверстникам, я был лишен по своей воле. Это выковало характер, позволивший в дальнейшем справиться со многими задачами, которые для иных казались неразрешимыми».
/
Вячеслав Клыков за работой
^
§
Его упорство, целеустремленность и трудолюбие были вознаграждены. Уже на 5 курсе
он стал участником Первой Московской молодежной художественной выставки. Обе его работы были высоко оценены жюри и выкуплены: «Мальчика с жеребенком» приобрело Министерство культуры, а «Юность» («Торс») — Третьяковская галерея. С этого времени регулярно участвовал в московских, республиканских, всесоюзных и международных выставках.
"Юность". Торс
#
В 1968 году В.М. Клыков окончил Московский художественный институт имени В.И. Сурикова по специальности «скульптор–монументалист». В 1969 году стал членом Союза художников СССР. Началась его профессиональная, напряженная, горячо любимая и плодотворная жизнь в искусстве.
* * *
1965
Ранее творчество. Серия обнаженных фигур
в камне и бронзе. Выставочные работы.
Торс
«Явно отталкиваясь от каменных идолов стоящих в Стрелецкой степи, этом уникальном в своем роде заповеднике, я хотел понять, как изменялось воображение... Странная вещь — чем старательнее приближаешься к натуре, тем больше природа разворачивает перед тобой все новые и новые тайны, снова представая молчаливым и непонятым сфинксом. Гораздо позже понял, что единственный путь в скульптуре к правде — это путь любви, удивления, радости».
Начинающий скульптор В.М. Клыков, ещё будучи студентом последнего курса, заслужил самое пристальное внимание профессиональных критиков и многочисленных любителей искусства: ему предрекали большое будущее, а его работы среди многих других выделяли как отличающиеся по стилю
и содержанию.
§
/
«Я хотел придать большую основательность своему пониманию формы. Это был словно второй университет. Я делал форму то более укрупненной, то напротив, утонченной. Преувеличивал или уплощал объемы. Теперь пришла пора выразить свой взгляд на окружающий мир, размышлять о Человеке, его судьбе».
Искусствоведы отмечают, что серия скульптур «Обнаженные»
и «Торсы» словно демонстрирует максимальные, крайние возможности пластического дарования скульптора. В живом, напряженно прогибающемся женском «Торсе» (камень доломит, 1967) соединились одновременно статичность
и движение, развивающееся изнутри. Он сознательно отступал от академических канонов «классической» красоты, нестандартно раскрывая духовную сущность образа с новой, неожиданной стороны. Это впоследствии стало самой характерной чертой творчества Клыкова. Художник заставляет поверить в значительность неожиданно проявляющей себя жизни тела, внешне странного, порой ущербного. Это свидетельствовало о глубинном процессе
в творчестве Клыкова – расширении сюжетно тематического и образно–содержательного диапазона скульптуры.
§
Ища свою индивидуальную стилистику, В.М. Клыков увлекся первобытным искусством. Обращение к архаике было
новым явлением в советском пластическом искусстве.
Предметом особого внимания в творчестве художников 1970–х гг. стала фигура человека. Молодого скульптора привлекали «вечные» темы обнаженного тела, женской красоты, материнства, в воплощении которых Клыков оттачивает своё мастерство, ищет свой неповторимый почерк.
Гадалка
#
Обнаженное тело
* * *
«Основные истоки и традиции надо искать в глубокой древности. Художник в своем творческом развитии как бы проходит все культурные традиции прошлого, и поэтому мое обращение к первобытному искусству, искусству древних народов было для меня необходимым».
Рождение Воина
Его ранние работы отличает обобщенная и крепкая структура, сочетание силы и тщательной проработки поверхности. В это
время скульптор предпочитал работать в камне, ценя его не только
за экспрессию монолита, но и прихотливость текстуры. В них мощь объема, монументальная аполненность пластики сочетается
с тщательной обработкой материала.
Мумия
/
<<
>>
Вячеслав Клыков
Годы становления мастера совпали с периодом бурного развития скульптуры в СССР, превращения её в важный компонент организации окружающей среды. Проводятся многочисленные выставки 1970-х – начала 1980-х гг: республиканские, всесоюзные, московские весенние и осенние и специализированные — скульптурные (две всесоюзные
и две республиканские выставки скульптуры малых форм, московская выставка декоративной скульптуры и скульптуры на открытом воздухе, всесоюзная выставка «Скульптура и цветы», традиционные скульптурные квадриеналле «Рига 72, 76, 80»). Во всех перечисленных В.М. Клыков, участвовал. Кроме того, в этот период состоялись три его персональные выставки в Москве.
Творчество В.М. Клыкова многогранно не только стилистически (архаика, античная классика и работы, выполненные
в реалистической традиции), но и жанрово – это памятники, монументально–декоративные произведения, портреты. Многие ранние произведения автора не сохранились. Работы скульптора передают его индивидуальное осмысление жизни, сочетая обращение к канонам старого искусства и современность. Мысль автора сосредотачивается на конкретной теме, проникая в самую суть жизненного конфликта: добро–зло, ложь–истина, искушение–добродетель. Во многих его работах содержится чёткий нравственный потенциал.

§
«Брежневский период был наиболее благоприятным для творчества временем. Страна отошла от военной разрухи
и хрущевских перетрясок. Активно оживали и отстраивались города и села. Творческие работники были востребованы везде. К тому же обозначился поворот не только к традициям национальной культуры, но и сделан был заметный сдвиг навстречу православной вере... Не верьте, что тогда сплошь существовали «железо-бетонные» ограничения на свободу творчества и свирепствовала непреодолимая цензура, сковывающая творческие порывы. В мои замыслы и способы их реализации никто не вмешивался. Я вставал с рассветом, часто работал сутками, не уходя из мастерской... Разговоры о цензуре, запретах ведутся потому, что заказы нам делали
в основном государственные органы. Они же создавали нам условия для работы и хорошо оплачивали её...».

«Мне выпал в жизни счастливый случай, когда архитектор Анатолий Трофимович Полянский предложил мне оформить зимний сад интуристовской гостиницы в Ялте. Счастливый в том смысле, что мне, отталкиваясь от великой греческой пластики, предстояло сделать вещь современную. Темы были заданные: «Старый Крым», «Времена года». В Крым приехал впервые. Чудились в горах греческие храмы. Одежды разноликой и разноплеменной публики словно уводили в глубину веков и возвращались в реальный мир настенными росписями и горельефами греческих мастеров. Направление в одежде 70-х годов как нельзя лучше совпало с моими намерениями выполнить этот рельеф. Хотелось выразить красоту, праздник, радость. Это я видел тогда в окружавшей меня жизни Ялты, это я видел в искусстве древних греков... Для любого скульптора такая работа — экзамен. Кстати, греческая школа ваяния легко читается в нашей иконописи... Умение читать каменные письмена – для русского человека своего рода подготовительный класс в большое национальное искусство».
§
В новой формуле единения образа с пространством фигура раскрепощается и завоевывает пространство, что явно обнаруживается в статуе Меркурия, античного бога купцов
и путешественников, установленного у Международного торгового центра в Москве. Фигура Меркурия соединяет архитектурный образ зданий и придает мрачноватой архитектуре легкость, смысл и значение. Такое образно–смысловое единство зодчества и скульптуры стало неожиданным для архитектурной пластики тех лет.
Рельеф «Времена года», г. Ялта, 1974 г
«Часы». г. Суздаль,1975 г
* * *
Другая широко известная клыковская работа в области монументально-декоративного искусства – оформление Детского музыкального театра в Москве. За эту работу Вячеслав Михайлович удостоен Государственной премии СССР.
Оформление Детского музыкальноготеатра им. Н.И. Сац.г. Москва, 1980-81 гг.
Композиция «ХХ век» (1980) заставляет задуматься о нравственном выборе, который совершает каждый человек. Образ кентавра отождествляет злое, агрессивное животное начало (увязанное с современностью нацистской каской на мертвой голове кентавра), а фигура распятого служит символом человечества, принесенного в жертву страстям.
Меркурий, г. Москва, 1982 г. (бронза)
,,
<<
#
/
К образам античности В.М. Клыков обращается в своих монументально–декоративных произведениях. В мраморной композиции «Времена года» для гостиницы «Интурист» в Ялте античность выступает как гимн совершенному равновесию,
как непринужденное наслаждение жизнью. Критики отмечают музыкальную пластику фигур и драпировок рельефа,
убеждающий современный контекст и особую одухотворенность.
>>
Скульптор создал как внешнее оформление здания, начиная с венчающей его Синей птицы, воплощения надежды и поиска счастья, так и интерьеры, где Клыков применил новый для советского декоративно–прикладного искусства жанр – сквозной двусторонний рельеф, исполненный по мотивам народных преданий – «Лель», «Боян», «Орфей».
#
Оформление Детского музыкальноготеатра им. Н.И. Сац.г. Москва, 1980-81 гг.
«XX век»,гипс, 1980 г.
В композиции «Художник и модель» (1977) уставший художник заснул рядом с эффектно сидящей обнаженной женщиной
на фоне барельефа, где соединены и причудливо переплетены мысли автора, фрагменты будущих произведений
и персонифицированная темная сила в виде обезьяноподобного чудовища. Скульптура напоминает
о необходимости устоять среди житейских соблазнов
и не потерять себя, сохранить свой внутренний стержень.
^
«Художник и модель», гипс, (1977)
Период 1970–1980–х гг. были временем общественного признания скульптора: его работами оформлялись самые эффектные постройки, он стал лауреатом Государственной премии СССР, в столице прошли три персональных выставки его работ и ни один обзор крупных всероссийских и всесоюзных выставок не обходился без упоминания созданных им произведений. Он был уже вполне преуспевающим и широко известным деятелем культуры. В это время идет поиск собственного пути, напряженная духовная работа, которая не заканчивается, а лишь приобретает новые характерные черты. Настоящие художники растят себя десятилетиями. Именно в это время самобытный мир художника заговорил своим особым пластическим языком, у мастера формировался неповторимый почерк, его индивидуальность. Человек большого таланта, В.М. Клыков всю свою жизнь трудился и совершенствовал себя.
/
1984
Крест
Позднее В.М. Клыков вспоминал: «С этого памятника начался новый этап моей жизни и творчества. Открытие памятника – тоже своеобразный вернисаж, только присутствуют на нем не сотня-другая, а тысячи людей. Это гораздо более действенная работа
по сплачиванию русских людей… Многое рождалось в мастерской не по какому-то официальному предложению, а в ответ
на общественные запросы... памятник Сергию Радонежскому был установлен только благодаря Советскому фонду культуры, который финансировал его перевод в материал. Ещё недавно,
в семидесятые, активно насаждалось мнение, что наша история начинается с семнадцатого года. Иметь же другое мнение было
не принято и даже небезопасно. А ведь интерес к традициям, национальным истокам, к конкретным историческим личностям был огромен».
«В тяжелый период ее истории... России нужен был подвижник, который мог дать народу духовную перспективу борьбы против завоевателей...
Я думал и о нашем времени, об утрате духовности в обществе,
о подмене ценностей, росте потребительства и утрате корней и искал опоры в истории».

Простая по форме композиция, в которой трехметровая каменная фигура монаха словно укрывает собой, содержит в себе фигурку мальчика – отрока Варфоломея (будущего Сергия Радонежского)
с иконкой Святой Троицы в руках, как бы перекликается с известной картиной М.В. Нестерова «Видение отрока Варфоломея».
У памятника Сергию Радонежскому сложная судьба. Какое-то время скульптура стояла в мастерской, а затем Клыков подарил её Загорскому историко–археологическому музею–заповеднику, находящемуcя
в поселке Городок (ныне село Радонеж). Однако власти в последний момент запретили установку этого монумента. Лишь после событий, достойных отдельной книги, открытие состоялось 29 мая 1988 года.
«Да, я верующий, хожу в церковь... Верующими были мои бабушка
и мама. А то, что впитано в детстве, рано или поздно дает о себе знать. Жизнь без веры пуста, безыдеальна...».

Ориентирами для него стали Сергий Радонежский, Серафим Саровский, святитель Николай. Эти имена ему были близки с детства. Именно образы этих ключевых для православия святых стали самыми любимыми в творчестве Вячеслава Клыкова.
#
Одним из первых его монументов православной тематики стал памятник преподобному Сергию Радонежскому, духовному подвижнику Руси. Это произведение монументального искусства обрело всемирную славу. По мнению некоторых исследователей, этого памятника Клыкову «с лихвой хватило бы, чтобы навсегда войти в историю России».

Глубокое изучение русской истории и литературы, пропущенное через личное осмысление судеб народа, подтолкнуло мастера в год 1000-летия крещения Руси обратиться именно к личности Сергия Радонежского, человека чистой души и высоких помыслов
Памятник прп. Серафиму Саровскому в мягком материале в мастерской
§
Памятник прп. Сергию Радонежскому, Радонеж, 1988.
>>
«У русского человека большое, пространственное мышление, космический, вселенский взгляд на вещи. И когда в художнике зародился образ и исполнился силы, его очень важно удержать, запечатлеть твердой, волевой, холодной формой безупречности. Ибо только внешне беспристрастный, но внутренне живой образ становится символом, знаком вечности».

В.М. Клыков был пионером в установке памятников святым в нашей стране, а православную тематику можно считать основной в его позднем творчестве. В.М. Клыков известен как человек с активной жизненной и гражданской позицией, патриот, глубоко верующий христианин. Среди многочисленных работ, украшающих многие города нашей Родины и зарубежья, выделяются памятники духовно–символического значения. Не беря в расчет храмы, часовни, колодцы, барельефы, кресты, а обращаясь только
к персонифицированным изваяниям канонизированных святых, создано 25 памятников за 18 лет.
/
§
Не оставил без внимания скульптор и образ святого Николая Чудотворца. Два памятника в его честь было поставлено в конце 1990-х в Московской области в городах Дзержинский и Можайск. Можайский монумент повторяет деревянный образ Николы Можайского XIV века.

Памятник Николаю Чудотворцу, Дзержинский, 1998.
#
Самым известным среди клыковских работ можно считать памятник Кириллу и Мефодию, стоящий в Москве на Славянской площади. Памятник был открыт 24 мая 1992 года и сегодня является архитектурной доминантой Славянской площади и Ильинского сквера. У подножия памятника была установлена неугасимая лампада. Именно здесь после советского времени впервые появился Благодатный огонь, привезенный
из Иерусалима делегацией, проехавшей по стопам просветителей через славянские страны. Увековечение Кирилла и Мефодия
на Славянской площади столицы сам автор почитал за одно
из главных дел своей жизни...

* * *
,,
За памятник Сергию Радонежскому В.М. Клыков был позже удостоен Золотой медали Академии художеств СССР.
Памятник Кириллу и Мефодию, Славянская площадь, Москва 24 мая 1992 г.
Второй памятник первоучителям, не повторяющий композицию монумента на Славянской площади, был открыт 23 мая 2004 года перед входом в Собор равноапостольных Кирилла и Мефодия
в Самаре. Это один из последних памятников, выполненных мастером.
^
Памятник Кириллу и Мефодию, Самара 23 мая 2004 г.
§
Два памятника было установлено святому Владимиру, крестителю Руси — один в Севастополе (Херсонес, 1993 г.), второй —
в Белгороде (в 1998 г.). Белгородский монумент был открыт
4 августа, накануне освобождения города от немецких захватчиков.
Памятник равноапостольному князю Владимиру, Херсонес, 1993 г.
Другим образом, навеянным воспоминаниями о детстве, стал образ Серафима Саровского, родившегося на родной для скульптора курской земле. В 1991 году памятник святого был установлен в городе Саров, произошло это в день переноса мощей преподобного. В 1998 году авторское повторение памятника было поставлено в Курской Коренной пустыни. Идентичные монументы как бы обеспечивают связь курской
и дивеевской обителей. Интересно, что подобный памятник преподобному Серафиму Саровскому Вячеслав Клыков поставил
и у родника на берегу реки Тим в селе Покровское Черемисиновского района. Главным отличием этого монумента является сквозной образ Богородицы, расположенный за спиной молитвенника.
^
Памятник равноапостольному князю Владимиру, Белгород, 1998 г.
Трижды воплощал мастер образ Георгия Победоносца. Впервые — в виде барельефа на здании Мэрии Москвы, 1994 г. Второй монумент венчает стелу в Севасто-поле, в Парке Победы. Авторское повторение севастопольского памятника — третий и самый поздний монумент Георгию Победоносцу — находится в Рязани. Он установлен 5 мая 2006 года перед зданием бывшего кинотеатра «Москва» на Московском шоссе.
>>
Герб города Москвы на здании Мэрии, Москва, 1994.
,,
Ещё один памятник святому воину — Александру Невскому — был установлен скульптором в 2000 году в Первомайском парке родного города Курска. Почему именно в этом городе появилось изваяние благоверного князя? Это был ответ на просьбу курян, ветеранов Великой Отечественной войны, кавалеров ордена Александра Невского, увековечить имя знаменитого полководца. В этом же году В.М. Клыков преподнес в дар городу и памятник Феодосию Печерскому, курянину, причисленному к лику святых.
#
Образ святого воина воплотился
и в скульптуре Ильи Муромца, установленной 1 августа 1999 года на знаменитой Воеводиной горе в городском парке Мурома. Этот семнадцатиметровый монумент изображает
с крестом и обнаженным мечом былинного богатыря, который, по мнению ряда историков, был реальным историческим деятелем, причисленным к лику святых.
Памятник Илие Муромцу, Муром, 1999.
Величественный Дмитрий Донской возвышается неподалеку от Николо–Угрешского монастыря в Подмосковье. Его монумент был открыт 21 сентября 1997 года. Выбор места не случаен. Именно Дмитрию приписывают основание обители.

^
Памятник святому князю Дмитрию Донскому, Дзержинский, 1997.
Памятник святому князю Александру Невскому, Курск, 2000.
Убежденный монархист, В.М. Клыков благоговейно относился к памяти последних Романовых. Интересно, что несколько памятников членам императорской фамилии скульптор создал ещё до их канонизации, горячим сторонником которой он выступал. Первым из них был монумент Елизавете Федоровне Романовой, поставленный 17 августа 1990 года
в Москве на территории Марфо–Мариинской обители сестер милосердия на Большой Ордынке, недалеко от мастерской скульптора. «Напротив моих окон располагается знаменитая... обитель, основанная Елизаветой Федоровной. Я закончил памятник...
Как и памятник Сергию Радонежскому или Серафиму Саровскому, — это тоже не на заказ». В этом творении В.М. Клыков ставил перед собой задачу максимально, насколько это позволяют законы искусства, приблизиться к оригиналу.
^
В 1992 году Елизавета Федоровна была причислена
к лику святых. В 2004 году ещё один клыковский памятник ей был установлен на территории Свято–Елизаветинского женского монастыря в Калининграде.
Памятник Елизавете Федоровне, с. Усово Московской области, 2010.
Неоднократного повторения удостоился и памятник императору Николаю II. Это самый многострадальный монумент из всех произведений Клыкова. Впервые он был представлен в 1993 году как модель на выставке «Россия Державная» в Международном славянском культурном центре. Монумент в материале был возведен по благословению Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Алексия II. Первоначально планировалось установить памятник в центре Москвы, на Боровицком холме,
но окончательного решения на правительственном уровне принято не было. В день 100–летия со дня коронации императора Николая Александровича Романова, 27 мая 1996 года, медная чеканная скульптура была установлена в селе Тайнинское под Мытищами, где ранее располагался царский путевой дворец, который
в народе называли «царский остров». На открытии присутствовало множество известных людей, положительно отозвавшихся на это событие. Так, сопредседатель Всемирного русского собора Н.А. Нарочницкая в своем выступлении отметила: «Десять лет назад никто из нас даже и не представлял, что мы будем открывать памятник убиенному Государю Императору. Это событие действительно эпохально».
<<
Воссозданный памятник императору Николаю II. Тайнинское, 2000
§
Через 3 года после взрыва восстановленный памятник был торжественно открыт молебном у храма Благовещения
и крестным ходом от храма к памятнику. Своё благословение прислал Святейший Патриарх Алексий II, адресовав огромную благодарность В.М. Клыкову за мужество, стойкость и талант.
В выступлении Никиты Михалкова, президента Российского фонда культуры, также были отмечены заслуги скульптора: «Вячеслав Михайлович Клыков в течение многих лет держал
и держит знамя православной веры в творчестве и в своей жизни. Я поздравляю его с огромной победой. Победой не только творчества, но и духа. Победой человека, который ни на секунду не отступает от своей дороги русского художника и гражданина. Прошедший через поругание, через то, что он был взорван, памятник великомученику Николаю II совпадает с нашим общим движением к обретению веры, которое происходит в России».
#
«В тяжелый период ее истории... России нужен был подвижник, который мог дать народу духовную перспективу борьбы против завоевателе.
Я думал и о нашем времени, об утрате духовности в обществе, о подмене ценностей, росте потребительства и утрате корней и искал опоры в истории».
Простая по форме композиция, в которой трехметровая каменная фигура монаха словно укрывает собой, содержит в себе фигурку мальчика – отрока Варфоломея (будущего Сергия Радонежского) с иконкой Святой Троицы в руках, как бы перекликается с известной картиной
М.В. Нестерова «Видение отрока Варфоломея». У памятника Сергию Радонежскому сложная судьба. Какое-то время скульптура стояла
в мастерской, а затем Клыков подарил её Загорскому историко–археологическому музею–заповеднику, находящемуcя в поселке Городок (ныне село Радонеж). Однако власти в последний момент запретили установку этого монумента. Лишь после событий, достойных отдельной книги, открытие состоялось 29 мая 1988 года.
/
После взрыва памятника императору Николаю II, Тайнинское, 1997
Спустя год, 1 апреля 1997 года, памятник был взорван. Тогда В.М. Клыков дал обет, что скульптура вновь будет стоять на прежнем месте. Для этого Вячеслав Михайлович пожертвовал свой гонорар за памятник Г.К. Жукову. Узнав об этом, Никита Михалков тоже передал довольно внушительную сумму на будущий монумент. Оказал он содействие и в решении вопросов с властью: повторную установку памятника собирались запретить и лишь обращение В.М. Клыкова через Н.С. Михалкова к президенту определило судьбу изваяния.
,,
1984
Скульптор Вячеслав Клыков, апрель 1987 года, Москва (фото А. Пантелеева)
Реализм. Памятники великим событиям и героям нашего Отечества.
Уже перед самой установкой монумента разгорелись споры
о месте его размещения. В конце января 1995 года Правительство России приняло постановление о сооружении памятник Г.К. Жукову на Манежной площади перед зданием Государственного исторического музея, невзирая на первоначальный замысел, благословение Святейшего Патриарха Алексия II и обещания чиновников. Официальной причиной подобного решения стало письмо ЮНЕСКО о том, что «возведение упомянутого памятника явно изменит оригинальный облик Красной площади» и станет основанием для её исключения из списка всемирного наследия. Новое место В.М. Клыков не одобрил, аргументируя это тем,
что за глухой стеной музея «в солнечный день мрачноватая тень здания станет падать на памятник», из–за чего «он будет смотреться как на задворках». Кроме того, это место насыщено коммуникациями, правительственной связью, коллекторами,
что помимо эстетического диссонанса создаёт непростую инженерную задачу.

Памятник Жукову в натуральную величину под масштаб Красной площади был выполнен на Калужской фабрике. Работа проходила
в тяжёлых условиях: цех практически не отапливался, глина замерзала. Трудился скульптор иногда сутками. При этом средств на возведение памятника оперативно выделено не было, как не было и заключённого договора. Проект первое время выполнялся на собственные средства
В.М. Клыкова и финансовую помощь его друзей.
«Россия в лихую годину рождает богатырей, обладающих той силой
и мощью, которую таит в себе сама. Жуков — один из них. Имя его уже стало синонимом стойкости, отваги, синонимом самого русского народа... Он стоит в одном ряду с такими народными героями, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов... Может быть, он ещё большего масштаба и значения, ибо и масштаб войны, в которой он покрыл себя бессмертной славой, был велик, ни с чем не сравним».

Открытые в 1995 году памятник Маршалу Советского Союза
Г.К. Жукову у здания Государственного исторического музея в Москве и памятник Победы на Прохоровском поле в Белгородской области стали самыми известными его работами. Первоначально памятник Георгию Константиновичу планировалось установить на Красной площади, перед зданием Государственного исторического музея, напротив памятника Минину и Пожарскому. Это, по словам скульптора, «было бы актом исторической справедливости...
мы продолжили бы традицию наших предков — увековечивать героев, которые сыграли судьбоносную роль в истории Отечества». Данную инициативу благословил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и поддержал мэр Москвы Ю.М. Лужков.В.М. Клыков приступил к его созданию.
#
Памятник маршалу Жукову торжественно открыли 8 мая 1995 года
в канун 50–летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Конная статуя выполнена в стиле социалистического реализма: полководец изображён верхом на боевом коне во время торжественного парада Победы 24 июня 1945 года. Привстав
на стременах и натянув поводья, Георгий Константинович в полном парадном обмундировании выставил руку вперед. Под копытами лошади находятся штандарты нацистской армии.
9 мая 1985 году в Перми был открыт памятник Героям фронта
и тыла, выступающий символом сплочения народа перед
общей бедой. Вместе с Клыковым над этим проектом работали архитекторы Р.И. Семерджиев, В.И. Снегирёв и конструктор
Б.С. Гурвич. Трёхчастная композиция соединяет фигуры
Матери–Родины в центре, солдата с мечом в руке, глядящего
на запад, где идут бои, и рабочего со щитом, смотрящего
на восток. Центральной фигурой является Родина–Мать
в традиционном образе женщины, которая не плачет
и не скорбит, а, твёрдо указывая рукой в сторону фронта, направляет на защиту Отечества сына с уверенностью,
что он вернётся. Второй рукой она прикасается к щиту. У воина
меч поднят вверх в знак грядущей победы. В этой композиции выдержано ритмическое единство фигур, чётко найдены объёмы, гармонично сочетающиеся с окружающей застройкой. Общая высота конструкции — 10 метров.
Памятник Г.К. Жукову. Москва, Манежная площадь
§
«Памятник героям фронта и тыла», Пермь, 1985
>>
Героическое звучание Победы является одной из центральных тем в творчестве Вячеслава Михайловича Клыкова.
В.М. Клыков вспоминал: «Вот так в детстве, из рассказов отца
и других фронтовиков Жуков предстал для меня как святой... Затем всё больше и определённее в моём сознании складывался образ исторической личности, национального героя...
А по окончании института я уже загорелся большой мечтой: вот придёт время, наберусь мастерства и опыта и попытаюсь запечатлеть этот святой для меня и всего народа образ».

/
Памятник Г.К. Жукову. Москва, Манежная площадь
^
§
Самым значительным в творчестве В.М. Клыкова стал памятник Победы на Прохоровском поле пятидесятиметровая белоснежная свеча–звонница, к созданию которой скульптор шёл десять лет напряжённой творческой жизни.
Фрагмент одного из проектов памятника Победы для размещения на Поклонной горе, Москва. 1980–е гг.
#
Ещё в конце 1980–х годов в Москве снова заговорили
о необходимости возведения памятника Победы на Поклонной горе и объявили конкурс проектов, в котором принял участие
и В.М. Клыков. Проект предполагал возрождение Поклонной горы: планировалось насыпать курган землёй, взятой с полей минувших сражений. Построенный фасад здания музея необходимо было нивелировать, подчинить центральному монументу, в основе которого – раскрытые врата из белого камня, символизирующие гостеприимность нашего народа. На вратах – жития народа. Идея мира подчёркнута в верхней части памятника – скульптурное изображение женщины с цветущими яблонями, символом Победы, пришедшей весной. Объединять композицию должен был символ исторической связи времён — единый колокол–набат, который
в дни торжеств должен обязательно звонить.

Памятник Г.К. Жукову. Москва, Манежная площадь.
Крест на братской могиле ст. Мармыжи (п. им. Ленина), Курская обл.
Проект В.М. Клыкова в трансформированном виде был воплощён в мемориальном комплексе на Прохоровском поле в память о погибших на Курской дуге.

,,
/
3 мая 1995 года памятник Победы на Прохоровском поле освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Место установки – самый эпицентр танковой битвы — Прохоровская высота. Вячеслав Михайлович на открытии подчеркнул: «Наши отцы отступали до Белгорода. Но после Белгорода, ставшего городом первого салюта, они только наступали. И теперь мы должны сказать себе:
с Прохоровского поля мы тоже будем только наступать!».
Высота звонницы составляет 59 метров. Её стены представлены четырьмя отделёнными друг от друга пилонами символизирующими четыре года войны. В верхней части пилоны объединены
в четверик, который несёт на себе круглый барабан, служащий основанием для позолоченного сферического купола, являющегося символом российской державы. В верхней части барабана на медной пластине закреплены слова из Библии
на церковнославянском языке: «Больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя» (Нет больше любви той, как положить жизнь за друзей своих). Вокруг основания барабана размещён золоченый лавровый венок «как символ немеркнущей славы всех павших за правое дело на этом поле и оставшихся
в нём». На вершине купола расположена позолоченная фигура Богородицы, которая в народе воспринимается как заступница России, как Родина–Мать. Высота надкупольной фигуры
на вершине звонницы составляет 7 метров. Внутри под куполом располагается набатный колокол весом 3,5 тонны, служащий символом возвещения о победе на Прохоровском поле.
§
В.М. Клыков создавал не только грандиозные монументальные объекты. Не обошёл он вниманием и небольшие братские могилы.
В начале 1990–х годов во время работы над звонницей он побывал
в селе Сторожевое Белгородской области, а в мае 1995 года подарил крест-распятие для братской могилы, установленный
во время перезахоронения останков погибших бойцов. Спустя год,
в мае 1996 года, подобный крест был установлен на станции Мармыжи в Курской области над могилой 140 советских воинов железнодорожников, погибших в 1941–1942 гг. Ещё один крест установил В.М. Клыков на братской могиле и в родном селе Мармыжи. Все эти памятники были изготовлены Вячеславом Михайловичем на собственные средства.
#
На 4–х стенных пилонах расположено 24 тематических рельефа
и более 130 исторических образов на темы православия и героизма защитников Отечества, рассказывающие о нападении фашистской Германии, противоборстве советского народа и победе русского духа и оружия. Всего на звоннице 296 рельефов. Все образы этого монумента выдержаны в национальных традициях, опираются
на тысячелетний российский художественно–исторический опыт
и народную символику.
«Я постарался сделать всё, чтобы монумент получился светлым, устремлённым в небо, как последние взоры наших бойцов».
Памятник ежечасно (через каждые 20 минут) звонит, напоминая нам
о трёх ратных полях России: первый звон — о героях Куликовского поля, второй — о солдатах Бородинской битвы, третий — в память
о победе в Прохоровском сражении, обо всех павших в борьбе
с фашизмом за свободу Отечества.
Звонница
В.М. Клыков в компании единомышленников на фоне проекта памятника Победы
<<
На открытии памятника В.М. Клыков сказал: «Три великих Поля в России — Куликово на Дону, Бородинское под Москвою и это, Прохоровское, здесь. Они освящают собою всю нашу землю и являются подлинными православными святилищами русского народа. Именно эти святилища
с запада стоят неодолимым духовным заслоном на пути враждебных сил к сердцу нашего Отечества. Прославленные у Бога эти места должны быть подобающе прославлены и в сердце каждого русского. Духовно соединив великие пространства — Три Поля России, собрав воедино эту святыню в народном сознании, в своей памяти, мы одолеем и нынешнее разделение, царящее теперь в России. Только подлинная соборность Земли Русской победит нынешнюю смуту. Я в это свято верю...».
Работа над памятником К.К. Рокоссовскому
Звонница
>>
В 1999 году В.М. Клыков изготовил бюст Константина Константиновича Рокоссовского, отозвавшись на просьбу администрации курской школы.
«Вячеслав ни на минуту не задумался, когда мы подошли к нему
с просьбой о помощи. Единственно, что спросил: «Когда вам нужно?».
^
§
Стоит творение В.М. Клыкова и на центральной улице Курска. Здесь
в августе 2003 года был открыт мемориал памяти участников Великой Отечественной войны, работников областной прокуратуры, в композиции которого бюст Героя Советского Союза Г.Ф. Пантелеева, проживавшего в Курске с 1958 по 1979 год. Одной из последних работ Мастера, посвященной Великой Отечественной войне, стал памятник из бронзы
и бетона, установленный в мае 2005 года в Афинах на одном
из крупнейших проспектов — Сингру. Он представляет собой бронзовую статую Родины–Матери возле обратного рельефа с изображением сражённого пулей советского солдата. На пьедестале начертано: «Советским воинам, павшим за свободу и независимость Греции.
1941–1944 гг.».
Памятник Советским воинам, Афины, 2003
}
ПАМЯТНИКИ ГЕРОЯМ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА
В.М. Клыков — создатель целой портретной галереи монументальных образов, среди которых не только причисленные к лику святых великие князья, православные святые и герои Великой Отечественной войны, но и известные исторические и государственные деятели, представители русской науки и иискусства (писатели, актеры, композиторы, исполнители), а также простые люди, внесшие огромный вклад
в развитие нашего Отечества. Клыков всю жизнь создавал памятники тем, кто определял исторический, духовный
и культурный путь России, был примером истинного служения Отечеству. «Русская национальная идея, конечно, пробьет себя, как росток, что растет наперекор всем бурям и суховеям. Но она не может быть просто голой государственной идеей, ей нужна духовная плоть. Вот почему я свои памятники стараюсь ставить как вехи на пути к её обретению».

«Я считаю, что у нас на Руси ярче всего талант раскрывается
в слове. У писателя, как у каждого человека, есть свое лицо, неповторимое, с только ему присущими какими–то черточками. Обращение к образу писателя – есть желание познать незаурядную личность. Писатели на Руси — это пророки».

Одним из первых писателей, к которому обратился Клыков, был Велимир Хлебников.
«Для меня в тот период он был точкой отсчета, теряющейся
в глубине веков, и осязаемого, как реальность далекого будущего. Обычные слова иногда бессильны выразить состояние души,
и он создавал новые. Хлебников — поэт интуитивный».
,,
Велимир Хлебников, п. Ручьи Новгородской области, уст. 1975 г.

Близким по духу поэтом для Клыкова был и Николай Михайлович Рубцов, всё творчество которого пронизывала и освещала любовь
к России.
«Эта работа появилась от страстного желания продлить жизнь Николаю Михайловичу Рубцову, оборванную на полпути». Изготовление этого памятника не было официальным заказом,
а стало ответом на общественные запросы. Памятник Николаю Рубцову на родине поэта в Тотьме считается одной из лучших клыковских работ. Поэт сидит на скамейке, так часто встречающейся у палисадников перед домами в русских деревнях. Тщательная проработка силуэта сочетается с как бы «недопроявленными» чертами его лица, чтобы каждый мог домыслить своего Рубцова. Композиция включает в себя и реальные объекты — город Тотьму, реку Сухону и маленький городской сквер с двумя березами
на берегу. Надпись на постаменте: «За всё добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью».
*
Памятник Н.М. Рубцову, г. Тотьма, 1985 г.

Вспоминает писатель С.Ю. Куняев, участвовавший в этих торжественных мероприятиях: «Он сидел на скамье в пальтишке, накинутом на плечи, нога на ногу, руки с переплетенными пальцами покоились на колене... Высокий лоб, глубокие глаз- ницы, задумчивый наклон головы, воротник грубого свитера, в котором часто ходил Рубцов,— от всего образа веяло духом отрешенности от соблазнов мира сего, внутренней сосредоточенностью, чувством собственного достоинства и неуязвимости от внешних обстоятельств жизни... А я глядел на сотни людей в плащах, тело
грейках, куртках, обступивших скульптуру, и думал: почему всего лишь через пятнадцать лет после смерти поэта его поэзия стала столь необходимой народу? Почему? Да, видимо, потому, что как бы ни соблазнялась человеческая натура духовным потребительством, все равно лучшая ее часть пусть иногда бессознательно жаждет идеала, гармонии, света».
>>
Другое известное произведение, посвященное русскому поэту
К.Н. Батюшкову, отмечено государственной премией РСФСР имени И.Е. Репина (1988). Монумент установлен на Соборной площади Вологды к 200–летию рождения поэта в рамках Дней славянской письменности и культуры в 1987 году. Работа непростая, многофигурная: молодой поэт ведет коня, а поодаль сидит девушка
в крестьянском наряде и со свирелью, с другой же стороны стоит
с копьем Афина Паллада, символ и свидетельство античной привязки
к войску — поэт воевал в русском народном ополчении в Пруссии, где получил тяжелое ранение. Оригинальность и необычность памятника Батюшкову в том, что В. Клыков изобразил человека и коня рядом друг с другом. Батюшков смотрит на город, как будто только приехал
на Родину и собирается посвятить себя поэзии. А рядом с ним стоит конь, склонивший голову в поклоне родной земле.

/
Памятник Н.М. Рубцову, г. Тотьма, 1985 г.

Работа над памятником К.Н. Батюшкову, Большая Ордынка, Москва, 1987.


Памятник К.Н. Батюшкову, Вологда, 1987.


"
Памятников А.С. Пушкину было создано несколько. Три из них стоят в России. Первым был установлен памятник в г. Щелково Московской области (1991), спустя 2 года появился памятник
в Перми (1993) и в конце десятилетия — в Арзамасе Нижегородской области. Самый масштабный и необычный
из них находится в Перми. Он был открыт 6 июня 1993 года
на улице Сибирской (архитектор М.И. Футлик). Заказ
на изготовление памятника был сделан администрацией города
в начале 1980 года, а уже в 1983 году были отлиты скульптура поэта и 6 бронзовых фигурных решеток.
В одном из интервью В.М. Клыков заметил: «Мне очень близок по духу И.А. Бунин, и не только потому, что я рос в сходных природных условиях. Я думаю, что только в степи приходит
к человеку ощущение вечности. Ещё я люблю Пушкина, считаю, что он — золотая мера всему».

В 1995 году был открыт памятник И.А. Бунину в Орле
на высоком берегу Орлика. С этими местами связаны вехи
в жизни писателя. В Орловской губернии на хуторе Бутырки прошло его детство. Начало трудовой деятельности состоялось в редакции губернской газеты «Орловский вестник», где Иван Алексеевич работал с 1889 по 1892 год. Здесь же был набран первый сборник его стихов.
Памятник И.А. Бунину, г. Орел, 1995 г.
>>
§
Памятник прибыл в Пермь, но денег на установку сразу
не нашлось, поэтому 10 лет памятник хранился на территории
то одного, то другого пермского завода. Лишь в 1992 году были сооружены бетонный фундамент, постамент, декоративная стена
из 6 бетонных блоков, соединенных решётками с бронзовыми барельефами на темы знаменитых пушкинских сказок. В 1993 году состоялось торжественное открытие памятника.

А.С. Пушкин, г. Щелково Московской области,1991.
Памятник А.С. Пушкину, Пермь, 1993.
* * *
Мало кто из жителей и гостей российской столицы знает, что памятник в столичной подземке, посвященный М. Горькому и расположенный между станциями московского метро «Тверская» и «Чеховская», тоже выполнен В.М. Клыковым. Фигура русского писателя, прозаика
и драматурга Максима Горького установлена в 1979 году на станции, которая до 1990 года носила название «Горьковской». Писатель изображен скромно стоящим на невысоком постаменте, в руках Горького небольшая книжка, одет он очень незамысловато. Памятник Максиму Горькому — одна из достопримечательностей московского метрополитена.
В.М. Клыков с особым трепетом относился к Василию Макаровичу Шукшину. Творчество и личность писателя, режиссера, актера всегда были близки скульптору.
«Бог дал ему такое лицо, в котором каждый человек узнавал сам себя, поэтому он и стал таким близким для миллионов людей… Почему, когда Шукшин впервые появился на экране, в народе возникла безотчетная тяга
к этому лику? Каждый в каких–то чёрточках Шукшина узнавал себя. И если в Хлебникове выразилась главным образом природокосмическая суть мира, то в Шукшине — социальная суть нашего времени. В Шукшине все три качества — актера, режиссера и писателя — слитны и неразрывны. Он настоящий носитель народных традиций, органически связанный с историческим прошлым Отечества и его настоящим».
§
9 ноября 1988 г. в Белгороде состоялось открытие памятника Михаилу Семёновичу Щепкину, основоположнику русской актёрской школы. На торжественном открытии
у здания областного драматического театра В.М. Клыков, руководивший творческим коллективом, сказал:
«Я белгородско-курский край знаю не по- наслышке. Исторический уклад выковал характер особенный,
ни на кого не похожий: иронично насмешливый нрав, глубокое народное чувство юмора, врожденная способность и любовь к песне, к танцу, к шутке, лицедейству, импровизации. Вот далеко не полный перечень черт характера нашего земляка, но достаточный, чтобы понять, почему именно белгородская земля дала миру Михаила Семеновича Щепкина».
/
^
#
Работ, посвященных Шукшину, у Клыкова очень много: бюсты, станковые скульптуры, портреты, мемориальная доска на доме, где Шукшин жил. И, наконец, памятник на его родине на Алтае возле села Сростки (гора Пикет). Последний монумент самый внушительный — его высота
8 метров, изготовлен он из бронзы на средства друзей автора и подарен малой родине писателя. Открытие памятника Василию Макаровичу Шукшину состоялось 25 июля 2004 года на Шукшинских чтениях, посвященных 75–летию со дня рождения писателя.
На торжественном мероприятии присутствовало более 50 тысяч человек! В эти дни происходило невольное сплочение народа вокруг русской патриотической идеи, пробуждались чувства гражданственности и патриотизма.
Проект памятника В.М. Шукшину, конец 1970-х.
Писательский ряд в 2001 году пополнил памятник Ф.М. Достоевскому, открытый в Старой Руссе
12 ноября к 180–летию со дня рождения Фёдора Михайловича. Он был изготовлен из меди
на благотворительные пожертвования новгородцев.
^
Памятник Ф.М. Достоевскому, Старая Русса, 2001.
§
Среди его работ бюсты, надгробия и мемориальные доски выдающимся деятелям науки и искусства, его современникам. Это писатели
Василий Иванович Белов (1932–2012), Владимир Николаевич Крупин (1941 г.р.), советский литературный критик Юрий Иванович Селезнёв (1939–1984), художники Иван Васильевич Сорокин (1922–2004) и Василий Кириллович Нечитайло (1915–1980), композиторы Игорь Фёдорович Стравинский (1882–1971) и Георгий Васильевич Свиридов (1915–1998), авторы–исполнители Игорь Тальков (1956–1991) и Владимир Высоцкий (1938–1980), математики Лев Семёнович Понтрягин (1908–1988), Мстислав Всеволодович Келдыш (1911–1978), ученый–правовед Юрий Александрович Тихомиров (1931 г.р.), дипломат Владимир Семёнович Семёнов (1911–1992), актер театра и кино Сергей Дмитриевич Столяров (1911–1969), кинорежиссер Лариса Ефимовна Шепитько (1938–1979), певица Клавдия Ивановна Шульженко (1906– 1984), хоккеист Александр Павлович Рагулин (1941–2004) и боксер Николай Федорович Королёв (1917–1974). Некоторые из этих работ были установлены и представлены широкому зрителю, что–то так и осталось храниться в мастерской...
Портрет И.Ф. Стравинского
Выступая перед присутствующими,
В.М. Клыков сказал: «Памятник
в благодарность за то, что сделал Василий Макарович для русского народа своими произведениями, своим бытием. За то, что он жил среди нас, работал, отстаивал интересы русского народа. Любил этот народ до самозабвения. И любил свою родину...».

«Работая над образами писателей, я, конечно, много чи- тал, думал, сравнивал и заметил одну закономерность — во всех них гораздо больше сходства, чем различий. От судеб до мельчайших черт характера. Видимо, природа таланта одна и та же. Во все века».
>>
Памятник В.М. Шукшину, конец 1970-х.
Памятник М.С. Щепкину, Белгород, 1988.
,,
В.М. Клыков за годы, отмеренные ему для творческой деятельности, воздвиг десятки памятников историческим и политическим деятелям прошлого. Одним из первых стал памятник протопопу Аввакуму, установленный в селе Григорово Нижегородской области. Этот проект отражает стремление скульптора преодолеть «ненавистное разделение мира», расчлененность и мозаичность сознания современного человека. В.М. Клыков сделал два варианта памятника — в первом он попытался передать всю страстность личности Аввакума в стремительно идущей фигуре с развевающимися волосами. Однако позднее, в процессе проникновения в суть образа, на первый план вышли глубокая внутренняя убежденность и вера, без которой он, лидер старообрядцев, не смог бы пройти такой страшный жизненный путь и не сломиться. Веру олицетворяет высоко поднятая рука старца.
#
Некоторые работы В.М. Клыкова широкой публике практически неизвестны. Как, например, памятник композитору Александру Сергеевичу Даргомыжскому, установленный в 1988 году на малой родине музыканта, недалеко от поселка
Арсеньево в Тульской области. Памятник представляет собой бронзовый бюст на мраморной колонне. Принимал участие
в его создании архитектор В.И. Снегирев.
Памятник А.С. Даргомыжскому, Арсеньево, 1988.
Памятник протопопу Аввакуму, с. Григорово, 1991.
Работ, посвященных Шукшину, у Клыкова очень много: бюсты, станковые скульптуры, портреты, мемориальная доска на доме, где Шукшин жил. И, наконец, памятник на его родине на Алтае возле села Сростки (гора Пикет). Последний монумент самый внушительный — его высота 8 метров, изготовлен он из бронзы на средства друзей автора и подарен малой родине писателя. Открытие памятника Василию Макаровичу Шукшину состоялось 25 июля 2004 года на Шукшинских чте- ниях, посвященных 75–летию со дня рождения писателя. На торжественном мероприятии присутствовало более 50 тысяч человек! В эти дни происходило невольное сплочение народа вокруг русской патриотической идеи, пробуждались чувства гражданственности и патриотизма.
Выступая перед присутствующими, В.М. Клыков сказал: «Памятник в бла- годарность за то, что сделал Василий Макарович для русского народа своими произведениями, своим бытием. За то, что он жил среди нас, работал, отстаивал интересы русского народа. Любил этот народ до самозабвения. И любил свою родину...».

«Работая над образами писателей, я, конечно, много чи- тал, думал, сравнивал и заметил одну закономерность — во всех них гораздо больше сходства, чем различий. От судеб до мельчайших черт характера. Видимо, природа таланта одна и та же. Во все века».

^
«Деяния его настолько сильно связаны с современностью, что просто поражаешься русской истории, насколько она точно уходит в спираль, повторяя свою судьбу на другом историческом витке. Да, он нанес колоссальный ущерб Русской Православной Церкви. Но он понимал, что
без выхода к морским просторам Россия зачахнет.
И он вырвался на Балтику и к Черному морю. Это был поистине государственный порыв. Когда я работал над памятником, мне представлялось, что вот он только сошел с коня, в руках держит указ о создании липецких железных заводов и весь – надежда и вера: быть русскому флоту!
То, что сделал Петр I, было необходимо для укрепления государственности России».
Памятник Петру I, Липецк, 1996.
В арсенале Вячеслава Михайловича есть и памятник. императору Петру I в Липецке, открытие которого состоялось 29 октября 1996 года. Правитель изображен идущим широким уверенным шагом, с развевающимся за плечами плащом и свитком в руке. На высоком постаменте выбиты слова «Петру Великому, основателю липецкой металлургии», размещаются российский герб, картуши с надписями-посвящениями в венках и ростры в виде русалок, а также барельефы из кованой меди, изображающие Петра I, приехавшего в город и стоящего за столом у чертежей со своими сподвижниками. Барельефы выполнены липецким скульптором, заслуженным художником России А. Вагнером. Подиум решен в виде стилизованного фортификационного сооружения, оформлен оградой из якорных цепей, большими чугунными ядрами и пятирожковыми фонарями.
>>
#
Интересен монумент, посвященный дипломату и политическому деятелю конца XVIII — начала XIX века, министру иностранных дел Российской империи Иоанну Каподистрии (1776–1831), установленный в Санкт–Петербурге в 2002 году.
,,
Работа над памятником В.С. Высоцкому
Памятник М. Горькому, Москва, 1979.
,,
В 2002 году на площади перед административным зданием Выксунского металлургического завода появился монумент в честь братьев Ивана и Родиона Баташевых, крупнейших сталепромышленников, основателей и владельцев полутора десятков заводов, которые славились своим чугуном
и являлись поставщиками оружия.
Памятник братьям Баташевым, Выкса, 2002.
Памятник И. Каподистрии, Санкт-Петербург, 2002.
В.М. Клыков увековечил адмирала Колчака. Памятник ему скульптор установил в ноябре 2004 года к 130–летию со дня рождения адмирала у стен иркутского Знаменского монастыря, на правом берегу Ангары, где поблизости, в ночь с 6 на 7 февраля 1920 года и был расстрелян Верховный правитель России. Медная фигура Колчака высотой в 4,5 метра изображает его в накинутой на плечи шинели, стоящего, погруженного в глубокие раздумья. На рельеые красноармеец
и белогвардеец опустили скрещенные штыки вниз. По словам Клыкова, «Памятник выражает идею прекращения братоубийственной гражданской войны и примирение искусственно расколотого общества».

>>
Памятник Адмиралу Колчаку, Иркутск, 2004.
#
Памятник П.А. Столыпину был открыт в Саратове 17 апреля 2002 года, в рамках торжеств, посвященных 140–летию со дня рождения этого великого государственного деятеля. Установлен он на площади, которая теперь носит имя Столыпина, около городской Думы и администрации города. Монумент представляет собой 3,5–метровую фигуру Петра Аркадьевича в форменном кителе. На четырехметровом пьедестале выбит знаменитый столыпинский девиз: «Нам нужна великая Россия!». Фигуру Столыпина окружают скульптуры пахаря, православного священника, кузнеца и воина. Именно они символизируют стратегические реформаторские замыслы бывшего саратовского губернатора, ставшего впоследствии премьер-министром Российской Империи. Негативное представление в советской историографии деятельности Петра Аркадьевича Столыпина
не могло не заинтересовать Клыкова как художника-гражданина, стремившегося во всем дойти до сути. В советской школе и вузах, практически ничего, кроме «столыпинской деревни» или «столыпинского вагона» не связывали с его именем. Клыков перечитал множество книг, посвященных Столыпину, его трудов, выступлений в Государственной Думе и копий архивных документов. Художник был потрясен его характером, чистотой его помыслов, его самоотверженным служением государству.
Памятник П.А. Столыпину, Саратов, 2003.
Последним монументом, созданным Клыковым из ряда посвященных государственным деятелям стал памятник князю Святославу Игоревичу, установленный в окрестностях села Холки Чернянского района Белгородской области на территории подземного монастыря,
в год 1040–летия разгрома Хазарского каганата. Образ мощного витязя, побеждающего хазарского воина, стал символом несокрушимого русского духа. Скульптура была создана в 2005 году. Однако представленный общественности проект вызвал шквал протестов. Само обращение Клыкова к личности Святослава как бы выступает за ряд православных деятелей, ведь князь был язычником. Образ талантливого полководца, не проигравшего ни одного сражения, вдохновлял мастера. Клыков:
«Восстановление исторической справедливости является для меня синонимом служения русскому народу!»
<>
Памятник Святославу Игоревичу, 2005.
В беседе с корреспондентом Клыков оценил роль правителя в истории нашего Отечества следующим образом:
«Без него не было бы вообще России ни как Московской Руси, ни как православного государства, ни как Российской империи. Святослава я считаю крупнейшим полководцем мирового уровня. Защищая интересы русского государства Киевской Руси, он не проиграл ни одного сражения. Мы помним Александра Македонского, но не чтим Святослава, нашего русского полководца, не ведавшего поражений...»
Многометровая бронзовая скульптура была установлена 11 июля 2006 г., на 40-й день после кончины автора.
^
*
Памятники Клыкова — это национальные символы с известными всем именами, участвовавшими в конкретных исторических событиях и внёсшими заметный вклад в свою историческую эпоху. А ещё это и обычные люди, способные на настоящие поступки и подвиги. И их имена Клыков вернул из тьмы забвения,
а их истории материализовал для современников и последующих поколений.
,,
Удивительная история дочерней любви у простой девушки Прасковьи Луполовой. Почти два года она шла пешком
из сибирского городка Ишим Тобольской губернии в Санкт–Петербург, чтобы лично у императора Александра I «просить помилования» для своего отца. Пораженный мужеством девушки, император удовлетворил её просьбу. Узнав об этой истории, скульптор выполнил памятник, который изображает её прижимающей к груди икону с посохом в руке. Бронзовое изваяние было установлено в городе Ишим в 2004 году.
В.М. Клыков с проектом памятника Прасковье Луполовой, г. Ишим Тюменской области, 2004.
Благодаря скульптору стало широко известно имя «первого российского сол- дата», записавшегося в потешные войска юного Петра I – Сергей Бухвостов. Памятник ему был открыт в августе 2005 года на Преображенской площади в Москве. Множество документов в архивах, старинных летописей и книг пришлось изучить автору, добиваясь достоверности облика петровского солдата.
,,
Памятник первому российскому солдату Сергею Бухвостову
}
Таким образом, творческий багаж В.М. Клыкова включает образы ярчайших творцов национальной культуры, душу русского народа. Монументальные работы мастера украшают многие российские города.
«Созданные вами памятники и монументальные композиции стали органичной частью облика многих городов России. Ваши произведения напомнили современникам о необходимости сохранять память о славном прошлом Отечества», — говорится в поздравительном письме от Министерства Культуры Российской Федерации.
"
В клыковских скульптурах правдивая, наглядная, образная школа народного патриотизма во всех её ипостасях. Сейчас его произведения сами собою выстраиваются в стройный хронологический ряд, который последовательно воспроизводит основные, наиболее значимые события в истории
и героические эпизоды нашего прошлого. Таким образом, автор воссоздал русскую историю в камне и бронзе.
Какой из этих памятников был Клыкову особенно дорог? На этот вопрос лучше всего отвечал он сам: «Памятники, как дети, которых может быть пять – десять, но нельзя о них сказать, что тот или другой ребенок у тебя самый любимый. Все они дороги тебе. Каждая работа должна быть пронизана добрым светом любви в высоком христианском смысле этого слова. Если эта любовь у тебя есть, то обязательно справишься с той задачей, которую ты себе поставил. Я это абсолютно точно знаю».
/
1990
СКУЛЬПТУРы В.М. КЛЫКОВА ЗА РУБЕЖОМ
Ещё при жизни В.М. Клыкова его работы вошли в сокровищницу славянской цивилизации. Они стали настоящим украшением не только курской, белгородской, орловской, московской, владимирской, калужской, вологодской, липецкой, калининградской, псковской, нижегородской, саратовской, пермской, тюменской, иркутской, алтайской земли, но и городов, находящихся далеко за пределами Отечества. Он был сторонником единения славян и памятники ставил как зримое воплощение своего мировоззрения. Своими скульптурами, размещенными за границей России, несущими ясный идейный посыл, В.М. Клыков вносил вклад в укрепление разрушенных связей государств, народов, стараясь объединить духовно близкие страны и города. Он – богатырь духа, ума и таланта всегда выступал в защиту традиций, национальных, культурных и духовных особенностей братских народов.
Одной из первых зарубежных работ стал памятник А.С. Пушкину в Тирасполе (непризнанная столица Приднестровской Молдавской Республики), установленный 26 мая 1990 г. у Центральной городской библиотеки, с 2002 года носящей имя поэта.
§
/
С сербами у В.М. Клыкова были особые, теплые отношения. Вот что вспоминает об этом Герой Советского Союза генерал-майор ВДВ
А. Солуянов: «В 1999 году в разгар натовских бомбардировок мы вместе с ним находились там в командировке. Сербы настолько тепло его встречали, как никто не встречал на Родине».
Искусствоведы отмечают, что серия скульптур «Обнаженные» и «Торсы» словно демонстрирует максимальные, крайние возможности пластического дарования скульптора. В живом, напряженно прогибающемся женском «Торсе» (камень доломит, 1967) соединились одновременно статичность
и движение, развивающееся изнутри. Он сознательно отступал от академических канонов «классической» красоты, нестандартно раскрывая духовную сущность образа с новой, неожиданной стороны. Это впоследствии стало самой характерной чертой творчества Клыкова. Художник заставляет поверить в значительность неожиданно проявляющей себя жизни тела, внешне странного, порой ущербного. Это свидетельствовало о глубинном процессе
в творчестве Клыкова – расширении сюжетно тематического и образно–содержательного диапазона скульптуры.
"
Это современное название города Фессалоники, откуда родом были равноапостольные Кирилл и Мефодий. Открытие этого монумента прошло в рамках девятого празднования Дня славянской письменности и культуры в мае 1994 года.
Ещё один монумент любимому поэту В.М. Клыков установил в Софии (Болгария) в 2001 г. Участие в создании скульптуры принимал также болгарский архитектор Святослав Константинов. Бронзовый бюст поэта установлен на высоком постаменте из черного гранита, на котором золотыми буквами написано: «А.С. Пушкин. 1799–1837». Сама идея установки памятника Пушкину в Болгарии принадлежит фонду имени Пушкина, но Вячеслав Клыков на собственные средства изготовил памятник и подарил городу по случаю 202–й годовщины со дня рождения поэта.
Памятник преподобному Сергию Радонежскому, Нови-Сад (Сербия), 1992.
#
Памятник А.С. Пушкину, Тирасполь, Молдавия, 1990.
* * *
Произведения Клыкова есть в Италии. Фигура Николая Чудотворца расположена на территории подворья Русской Православной Церкви недалеко от храма Святителя Николая г. Бари. Образно он выполнен по русским иконописным канонам, обеспечивая тем самым связь православных соотечественников с местом погребения почитаемого ими святого.
Рельеф с изображением равноапостольных Кирилла и Мефодия в базилике святого Климента, Рим.
В 2005 г. в Греции появился ещё один памятник, выполненный мастером. Это была одна из последних работ Вячеслава Михайловича – памятник советским воинам. Бронзовая фигура матери возле мраморного барельефа с изображением погибшего советского солдата служит напоминанием о цене, которую заплатили наша страна за возвращение мира.
/
<<
>>
Рельеф с изображением равноапостольных Кирилла и Мефодия на здании библиотеки им. Тимирязева, г. Винница, Украина.
Памятник А.С. Пушкину, София, Болгария, 2001
Спустя 10 лет Вячеслав Михайлович открыл ещё один монумент — основателю Сербской церкви Святому Савве Сербскому, который стоит на площади перед кафедральным собором Святого Саввы (с северной стороны) в Белграде. Памятник представляет собой фигуру святого с раскинутыми в стороны руками:
в правой — крест, в левой — книга. На высоком постаменте надпись: «Трудом своим вся приобрете». Медная скульптура является подарком Сербии российского фонда Андрея Первозванного.
§
Памятник прп. Савве Сербскому, Белград, Сербия, 2002
Ещё один рельеф, посвященный равноапостольным Кириллу
и Мефодию размещен на здании библиотеки им. Тимирязева в городе Винница (Украина) в 2005 году. Традиционно скульптура стала подарком, сделанным скульптором городу,
о чем свидетельствует памятная плита на украинском языке, расположенная ниже барельефа.
^
*
Ещё один монумент любимому поэту В.М. Клыков установил в Софии (Болгария) в 2001 г. Участие в создании скульптуры принимал также болгарский архитектор Святослав Константинов. Бронзовый бюст поэта установлен на высоком постаменте из черного гранита, на котором золотыми буквами написано: «А.С. Пушкин. 1799–1837». Сама идея установки памятника Пушкину в Болгарии принадлежит фонду имени Пушкина, но Вячеслав Клыков на собственные средства изготовил памятник и подарил городу по случаю 202–й годовщины со дня рождения поэта.
Спустя 10 лет Вячеслав Михайлович открыл ещё один монумент — основателю Сербской церкви Святому Савве Сербскому, который стоит на площади перед кафедральным собором Святого Саввы (с северной стороны) в Белграде. Памятник представляет собой фигуру святого с раскинутыми в стороны руками:
в правой — крест, в левой — книга. На высоком постаменте надпись: «Трудом своим вся приобрете». Медная скульптура является подарком Сербии российского фонда Андрея Первозванного.
Памятник Святославу Храброму, Запорожье, 2005.
{
Узнаваемым можно назвать «клыковский» крест, выполненный в древненовгородских традициях и устанавливаемый Международным фондом славянской письменности и культуры в честь первоучителей. Он стоит не только
во многих российских городах, но и во втором по величине городе Греции — Салониках.
>>
Крест, посвященный равноапостольным Кириллу и Мефодию, Салоники, 1994.

Памятник Советским воинам, Афины, 2005